Русский   English  

Поиск:
 
Публикации

 

Жгучая тайна пола

 

"Что такое транссексуализм? Это такое явление, когда он (или она) ощущают себя человеком другого пола, чем есть на самом деле. Все большее количество врачей начинают обращать на него свое пристальное внимание. Те, на кого напало такое несчастье, до сих пор были предоставлены самим себе и жили наедине со своей тайной болезнью. Жили они, пряча свое несчастье от других, порой пытались вести себя в соответствии со своим ненавистным полом или начинали одеваться и держаться так, как это делают представители противоположного пола, но при этом испытывали постоянный страх разоблачения. Разоблачение же означало для них позор, отчуждение друзей, часто потерю работы, развал семьи...


КТО ЖЕ Я?

Сегодня в мире уже существует около 40 так называемых "центров половой идентификации", учреждений, которые организованы в тех странах, где готовят специалистов, способных помочь транссексуалам, дать консультацию, лечить и помочь синхронизировать внутреннюю и внешнюю личность человека. Среди этих центров известна американская клиника половой идентификации Джона Хопкинса. Как правило, эти центры создаются при самых престижных медицинских институтах. Работа с транссексуалами в этих центрах привела к рождению новой отрасли знания, имеющей дело преимущественно с более широкой проблемой - с проблемой идентификации пола вообще.

Эта новая область знаний позволяет определить прежде не очень ясное представление о различных оттенках отклоняющегося от нормы поведения. Исследования в данной области охватывают широкий спектр интересных проблем, для решения которых необходимы навыки и интуиция врачей самых разных специальностей: генетиков и неврологов, эндокринологов, хирургов и урологов, психиатров и психологов, дизайнеров по протезированию человеческих органов и специалистов по пост-операционной реабилитации.

Сегодня едва ли еще можно говорить, что борьба за здоровье транссексуалов завершена полной победой. Общественное мнение медленно преодолевает негативное отношение к ним, которое было характерно еще 25 лет тому назад. Тогда один американский солдат по имени Джордж Йоргенсен объявил, что группа датских врачей превратила его в женщину, Кристину Йоргенсен, что теперь все знают его в новом обличье - как женщину-блондинку. В то время это было воспринято как нечто из ряда вон выходящее. (Большинство центральных американских газет опубликовало тогда эту информацию вместе с фотографией. Прим. перев.).

Можно сказать, что сегодня отношение к транссексуалам несколько улучшилось, однако большинство нормальных людей с омерзением относятся к идее перемены пола. Врачи также не единодушны в оценке правильности радикального метода лечения - хирургической трансформации внешних половых органов пациента. После хирургической операции транссексуалы живут, понимая, что полного излечения никогда нельзя добиться, что пока еще никто не может определенно сказать, как долго человек будет оставаться довольным тем, что сделала с ним эта трансформация. Пока еще проведено слишком мало исследований и эти данные недостаточно ясны, чтобы делать определенные выводы.

Те, кто озабочен проблемой половой неидентичности, естественно, ищут врачей, которые могли бы им помочь, при этом полностью сохраняя их тайну, гарантируя ее неразглашение. История же с Йоргенсеном, к которой отнеслись как к жуткому скандалу, а не как к медицинскому феномену, мало способствовала установлению открытости в этом вопросе ни со стороны больных, ни со стороны врачей.

+Кристин Йоргенсен Однако весной 1976 года данная проблема снова привлекла к себе внимание общественности. Дело в том, что высокая 42-летняя теннисистка по имени Рени Ричардс, участвовавшая в открытом женском чемпионате в Ла Джола (Калифорния), была разоблачена как транссексуалка, которая в своей прежней идентичности была мужчиной, доктором Ричардом Раскиндом, известным нью-йоркским офтальмологом. Доктор перенес хирургическую трансформацию, после чего оставил свою врачебную практику в Нью-Йорке и переселился в Нью-Порт Бич (Калифорния). Когда он был мужчиной, он был одним из ведущих теннисистов, чемпионом нескольких соревнований в Нью-Йорке.

После того как об этой трансформации стало широко известно, Рени Ричардс сказала, что стала получать тысячи писем от тех, кто страдает транссексуализмом. Они умоляли ее принять участие в кампании в их защиту, за сочувствие к ним со стороны общественности, за признание их проблем медициной. И тогда, вспоминает Ричардс, она решила использовать свою неожиданную "дурную славу" на пользу людям, сосредоточиться на игре в теннис и использовать ее "как рычаг для достижения своей социальной цели: доказать, что транссексуалка - тоже человек, что она должна иметь те же права, какие имеет любая женщина".

Примерно тогда же Рени Ричардс решила написать книгу о своих транссексуальных переживаниях. "Я хочу, чтобы люди знали, что мы тоже люди, что у нас тоже есть душа... и что у нас не две головы, мы не психопатки и не чудовища", - говорила она в своем интервью журналу Американской медицинской ассоциации.

Однако когда Ричардс снова попыталась участвовать в чемпионате, группа женщин, участниц чемпионата, выразила протест, и Американская теннисная ассоциация по их настоянию издала указ, по которому "лица, соревнующиеся как женщины" на чемпионатах, должны проходить тест на пол... как это принято в Олимпийских играх". Этот тест довольно прост, он состоит из проверки кусочка ткани, взятой с внутренней поверхности щеки, на хромосомы в клетке - мужские они или женские. Ричардс отказалась от теста, тогда ее не допустили к соревнованиям. Однако в других матчах ей удалось все-таки участвовать.

Позже она говорила, что прошла тесты на хромосомы в местечке Литтл Рок (Арканзас), и на этом основании получила право играть в открытых чемпионатах во Франции и Италии.

В том же году руководство Американской теннисной ассоциации решило, что для участия в матчах в Форест Хиллз Ричардс все же должна пройти тест в больнице Института спортивной медицины в Нью-Йорке. Но она снова отказалась от теста, поставив при этом условие, что все женщины-теннисистки, участвующие в соревнованиях, тоже должны его пройти. Однако если запрещение участвовать в матчах будет и дальше продолжаться, она подаст на Ассоциацию в суд за дискриминацию. Матч, который она планировала провести с Бобби Риггс в Балтиморе против Билли Джона Кинга и Гарднера Малли, должен был стать поводом для дальнейшего усиления гласности в отношении транссексуалов.

Классическим примером истинно мужского транссексуализма является мужчина - по всем биологическим и анатомическим показателям, - но который жаждет обращения с ним, как с женщиной, чтобы по возможности максимально удовлетворять потребности тела в соответствии с внутренним чувством его половой идентичности. Но такие потребности не являются чисто мужскими ощущениями. Женщины-транссексуалки испытывают аналогичные чувства в отношении противоположного пола; транссексуалки - это те биологически функционирующие женщины, которые страстно хотят стать мужчинами, точнее, непоколебимо верят в то, что "внутри себя" они мужчины.

В медицинской литературе чаще всего встречаются описания транссексуалов-мужчин, а не женщин, однако пока не ясно, потому ли, что мужчины с такими заболеваниями встречаются чаще, или потому, что женщины-транссексуалки считают для себя более легкой задачей вживание в предпочитаемую сексуальную роль без медицинского вмешательства. Однако с ростом числа центров половой идентификации и с распространением информации о них все большее число женщин стало обращаться в эти центры за помощью.

Транссексуализм определяется в учебниках как "синдром болезни, когда человек необратимо стремится принять на себя половую идентичность, противоположную его собственной идентичности". Существует и другое определение этой болезни: "Патологическое отклонение в половой идентичности, при которой люди анатомически одного пола имеют настойчивое, непреодолимое желание подвергнуться хирургическому вмешательству, чтобы стать человеком другого пола".

Интенсивность желания транссексуалов изменить свой пол трудно понять человеку с нормальной сексуальностью. Но в отличие от общепринятого представления главным мотивом этого стремления является не сексуальное влечение. Транссексуальная проблема - это, прежде всего, его или ее стремление к половой идентичности (то есть соответствие внешнего облика и внутреннего самоощущения. Прим. перев.) Это непреодолимое стремление "превратиться, утвердиться и быть принятым в противоположной половой роли", и это желание становится в человеке настолько сильным, что превращается в "единственную, всепоглощающую страсть" жизни.

Желание изменить внешние половые органы вызвано у транссексуалов не стремлением усилить сексуальное удовольствие, а лишь стремлением избавиться от напоминания о том, что они выглядят как люди "неправильного пола". Именно с этой целью специалисты, имеющие дело с транссексуалами, предпочитают применять термин "половая идентичность", а не "сексуальная идентичность", поскольку последний термин ассоциируется скорее с сексуальным актом, а не с половой идентичностью личности.

"Отвращение к собственному телу - это характерная черта транссексуалов", - считает скандинавский исследователь Жан Велиндер. Изменение пола, естественно, меняет и сам образ повседневной жизни человека. Оно освобождает от постоянного страха быть разоблаченным перед людьми, решает проблему того, как одеваться - в мужской или женский костюм, позволяет создать семью с избранником и снимает препятствия трудиться в избранной области.

Большинство исследователей, изучающих данную проблему, сталкивается с большой трудностью при определении различия между транссексуалами и гомосексуалами. Гомосексуалы никогда не испытывают сомнений относительно своей половой идентичности. Он или она могут перенять манеры, присущие противоположному полу (следует отметить при этом, что излишне женственные мужчины и излишне мужественные женщины составляют довольно небольшой процент среди гомосексуалов), но их поведение не направлено на изменение пола. Настоящий гомосексуал удовлетворен своим биологическим полом и просто предпочитает в качестве эротического партнера человека одинакового с ним пола. Следовательно, можно сказать, что главное его отличие от транссексуала состоит в том, что он не стремится изменить свою генитальную структуру.

Транссексуалы, особенно в годы, предшествующие их полному осознанию своего положения, могут иметь дело с гомосексуалами, но истинный транссексуал будет рассматривать эти свои отношения как гетеросексуальные. В целом же транссексуалы чаще всего испытывают отвращение к гомосексуалам. Мужчина-транссексуал, который ищет себе другого мужчину для сексуального партнерства, просто думает, что сам он - женщина с нормальным гетеросексуальным влечением. То же самое можно сказать и о женщине-транссексуалке.

Транссексуализм обычно проявляется в очень раннем возрасте, однако его очень трудно распознать до тех пор, пока человек не станет старше - пока он не достигнет подросткового или более зрелого возраста. Изучение периода, когда у человека возникает сознание его половой идентичности (специалисты называют его "моментом половой идентичности"), показывает, что ребенок понимает, мальчик он или девочка - уже к трем годам и даже раньше. Жан Морри, английский писатель и историк, один из немногих людей, подробно описавший историю своего превращения из мужчины в женщину, вспоминает, что ощущение того, что он родился с "неправильным полом" - было "самым ранним моим ощущением".

Некоторые транссексуалы порой предпринимают огромные усилия, чтобы преодолеть глубоко ранящее чувство своей половой неидентичности. Мужчины-транссексуалы - вроде доктора Ричардса в его прежней идентичности, например, могут начать усиленно заниматься спортом, чтобы доказать свою "нормальность" и т.д. Довольно часто транссексуалы стремятся изменить пол, имея супруга и даже детей. Это стремление обычно не бывает связано с трудностями по созданию семьи, за исключением тех случаев, когда их специфические проблемы не мешают нормальным взаимоотношениям с близкими.

Как Моррис, так и Ричардс с уважением говорили о своих бывших женах и о сочувственном отношении тех к их проблеме. У Морриса было 5 детей от жены, которую, по его словам, он и теперь продолжает любить, сам став женщиной, хотя, конечно, как сестру, а не как супругу. У Ричардса было двое детей. И Моррис, и Ричардс счастливы, что имеют детей, хотя ни тот, ни другой больше не могут быть родителями после того, как изменили свой пол вследствие хирургической операции. Для обоих самым трудным моментом после трансформации было - "как рассказать об этом детям". Описаны случаи, когда и матери производят подобную операцию; в одном случае новый мужчина женился на женщине с детьми и у них тоже родились дети.

Однако со временем жизнь с аномальным чувством половой неидентичности становится все более и более раздражающей. И нередки случаи, когда некоторые транссексуалы снова обращаются к медикам с просьбой об обратной трансформации (как правило, в среднем или старшем возрасте), хотя и знают, что такая помощь едва ли возможна. Более старшие транссексуалы считают, что можно пережить любую боль, любой риск и любые расходы, лишь бы снова обрести физический комфорт и спокойно прожить оставшуюся жизнь. В целом же чаще всего подвергаются трансформации люди в возрасте от 21 до 35 лет.


АМЕРИКАНСКОЕ ТРАНССЕКСУАЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

+После операции

Никто определенно не знает, сколько всего существует транссексуалов. Оценки разные: одни говорят, что в Соединенных Штатах их 10 тысяч, другие- что 20. Есть сведения о том, что на каждые 40 тысяч человек приходится один мужчина-транссексуал и на каждые 80-120 тысяч человек- одна женщина-транссексуалка, однако более убедительные данные о количестве транссексуалов обоих полов еще предстоит собрать.

Заметно меньшее количество женщин-транссексуалок может быть действительно существующим фактом либо это может быть связано с тем, что женщины-транссексуалки психологически более легко умеют приспособиться и без медицинского вмешательства.



+До операции

Во многих случаях "беспокойство в связи с половой идентификацией" может и не достигать такой силы, чтобы заставить человека сменить свой пол с помощью хирургов. Некоторые люди до конца не могут понять всей сложности проблемы транссексуализма, сознавая только дискомфорт в связи со своим полом и свою беспомощность в данном вопросе. Другие пытаются как-то приспособиться к этим ощущениям и без медицинской помощи. Требуют внимания врачей обычно те, кто страдает от внешних проявлений внутреннего дискомфорта, который становится почти невыносимым.

Врачи, имеющие дело с подобными случаями, считают, что если такому состоянию не придавать значения, транссексуальное беспокойство может привести к психозам, к глубоким депрессиям и к самоубийству. Многие транссексуалы остаются одинокими. Несмотря на свои выдающиеся журналистские достижения и в целом счастливый характер, Джеймс Моррис чувствовал, что в общем-то он остается как бы только наблюдателем, а не участником в мире мужчин: "Я чувствовал, что я... изолирован, как бы и ни с теми, и ни с этими...".

Как утверждают некоторые исследователи, из-за нетерпимого и осуждающего отношения людей к транссексуальности, стремление держать все в тайне может в конце концов привести человека к паранойе. Такая опасность может усилиться, если пациент время от времени обращается к врачам, а равнодушные и жестокие врачи от него отмахиваются. Поэтому некоторые из них бывают вынуждены калечить себя как из-за отвращения к особенностям своей анатомии, так и для того, чтобы вынудить хирургов сделать операцию.


ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ

В то время как признание транссексуализма в качестве клинического явления произошло несколько десятилетий тому назад, исторические документы показывают, что как человеческая проблема этот феномен отнюдь не нов... Другие общества в прошлом относились к людям с неопределенным полом менее предосудительно, и, возможно, с этим связана разница в способности транссексуалов приспособиться к своему положению. "Ряд описаний в классической мифологии, классической истории, в истории Ренессанса и XIX века плюс множество источников по культурной антропологии указывают на то, что транссексуальный феномен представляет собой старое распространенное явление", - пишет Ричард Грин, ведущий врач в исследовании и лечении транссексуализма.

Грин указывает, например, что греческая богиня Венера Кастинская была благосклонна к "женским душам, заключенным в мужское тело". Он приводит множество цитат из древних мифов о смене полов, что иногда осуществлялось как исполнение желания, а иногда - как наказание за преступления. Гиппократ, "отец современной медицины", живший за тысячу лет до Христа, описывал некоторых скифских мужчин, которые одевались и жили как женщины. В древних легендах рассказывается о богах, способных изменить пол животного и человека, о ведьмах, у которых имелись магические снадобья, которые могли изменить пол.

Отдельные исторические деятели прошлого приводят примеры того, что сегодня называется транссексуализмом. Филон Александрийский, философ 1 века новой эры, описывал мужчин, живших как женщины, которые настолько сильно желали изменить свой пол, что иногда даже "ампутировали свой детородный орган". Ювеналий, римский поэт-сатирик, живший примерно в то же время, саркастически описывал феминизированных мужчин. Несколько позже Генрих III, король Франции XVI века, наряжался в женские одежды и выражал желание, чтобы его считали женщиной.

Антропологические исследования жизни первобытных людей выявили многочисленные примеры того, что так же можно рассматривать, как примеры транссексуализма. Во многих случаях транссексуалам оказывали знаки необычайного уважения. "Если современный западный человек рассматривает смену полов, во всяком случае, до недавнего времени, как что-то чудовищное и возмутительное, - пишет Моррис, - древним людям смена полов представлялась как провозвестие, как признак необычайности. Неопределенность пола не считалась позором, а была особой привилегией и ее часто связывали со сверхъестественными силами, считали признаком святости".

По Грину, в языках таких американских индейских племен как Юман, Кокопа, Мохабе и Навахо имеются слова, означающие мужчину, который стал женщиной. В племенах палеоазиатских, древних Средиземноморских, племенах, живущих по побережью Индийского океана, и среди африканских племен, мужчины, которые приняли образ жизни и одежду женщин, окружались особым почетом и становились шаманами, священниками и колдунами - теми, чьи сверхъестественные силы наводили страх и вызывали глубокое почтение.


ВРАЧИ ОТКАЗЫВАЛИСЬ ЛЕЧИТЬ

Размышление над примерами смены полов из древней истории вызывают удивление, почему же современная наука так не спешит изучать этот феномен, несмотря на ослабление сексуальных табу и несмотря на рост исследований сексуальности в постфрейдовский период. Отвращение, вызываемое мыслью об искажении нормальных половых органов, явилось сдерживающим фактором в решении проблемы транссексуализма. Естественно, врачи не более других ограждены от приступов негодования, когда возникает "бесчеловечная" просьба от практически здорового пациента. И даже сочувственно настроенного врача все-таки будет удерживать от операции осуждение его коллег - не говоря уже о страхе перед наказанием за нанесенное увечье или ущерб здоровью пациента в силу неопытности врача.

Доктор Милтон Эдгертон, хирург, который провел множество пластических операций на гениталиях, сказал коллегам-ученым в медицинском центре Стэнфордского университета в 1974 году, что понимание транссексуализма - его корней, форм, в которых он проявляется, тех психических сил, которые давят на пациента-транссексуала, и поиски правильных методов лечения в каждом отдельном случае - не будут развиваться дальше, "пока не будет создан такой профессиональный климат вокруг проблемы, который будет свободен от эмоциональных рефлексов".

И только тогда, добавил он, доктора "будут готовы стать лицом к лицу с этой проблемой". Главной причиной, мешающей справиться с ней медицинскими методами, является, с точки зрения доктора Эдгертона, пуританское этическое наследие нации, а также юридические сложности. Те врачи, которые берутся за это дело, должны быть готовы "принять очередную порцию критики со стороны многих юристов, которые не в состоянии понять ни проблему... ни причину того, почему уважаемые медики шутят над транссексуалами при изучении путей изменения их сексуальной анатомии".

Другим серьезным препятствием долго оставался сам пациент. После многих лет тяжких страданий, осажденный семейными проблемами, связанными с его (ее) особым состоянием, пациент часто оказывается в самом неподходящем эмоциональном состоянии, когда он (она), наконец, пришел к хирургу, который смог бы выполнить его просьбу - конечно, если доктор будет уверен, что пациент в здравом уме и способен удовлетворительно перенести послеоперационную перестройку. Доктор Эдгертон добавляет, что только при соблюдении этих условий "предварительные исследования, наконец, будут проведены на нескольких десятках пациентов и что, наконец, у врачей имеется медленно растущее количество фактов, на которые мы сможем опираться в будущем при принятии решений и при лечении транссексуалов".


ИССЛЕДОВАНИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ РОЛЕЙ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Одним из первых исследователей транссексуализма был известный немецкий психиатр Ричард фон Крафт-Эбинг. Данные его исследований публиковались в 1886 году в его книге "Психопатия сексуалис". Крафт-Эбинг наблюдал транссексуальных больных и назвал их "метаморфозис сексуалис паранойя". Другие врачи в начале XX века также обращали внимание на подобные случаи, но они относили к одной группе всех, кто по своему желанию носил одежду противоположного пола. Термин "трансверсист" родился примерно в 1910 году для обозначения неосознанного желания переодеваться в одежду противоположного пола, но только значительно позже было признано, что поведение людей такого рода может иметь различную мотивировку и что не все трансверсисты являются транссексуалами.

Эллис Хейвлок, английский писатель-психолог, чьи работы в области "психологии пола" были чрезвычайно популярны в начале века, назвал данный феномен "сексуально-эстетическим облачением", но позднее он стал предпочитать термин "эонизм" - по имени прославленного мужчины-трансверсиста Шевалье д'Эона, который, по общему мнению, очаровал короля Луи XV. Некоторые современные исследователи предпочитают термин "эонизм" как наименее туманный.

Сегодня существует множество других терминов, что является доказательством новизны исследований в данной области знаний, а также отсутствия единогласия среди специалистов относительно природы данного феномена: "психический гермафродитизм", "контрасексизм", "психосексуальная инверсия", "психопатия сексуалис" и др.

Доктор Гарри Бенджамин, 90-летний эндокринолог из Нью-Йорка, известен тем, что предложил термин, который нашел широкое применение, - "транссексуализм". Некоторые ученые считают, что этот термин можно применять только в отношении пациентов, которые уже перенесли физическую смену половых органов. Большинство же предпочитает термин "дисфория половой идентичности", который означает общий дискомфорт по поводу сексуальной неидентичности. Еще более широко применяется термин "синдром половой неидентичности".

Почти все данные краткой истории пробуждающегося интереса к транссексуализму подтверждают мысль о том, что именно доктор Бенджамин был первым человеком, толкнувшим дверь, которая закрывала вход к тайнам этого феномена. Он был не только одним из первых врачей, лечивших пациентов в соответствии с их непреодолимым желанием изменить свой пол, но он также первым стал тщательно изучать каждый случай и открыто выступал перед коллегами с изложением причин, по которым применил тот или иной метод лечения транссексуализма.

Уже в 20-е годы он столкнулся с несколькими случаями, которые совершили переворот во всей его врачебной практике. Позднее он узнал, что доктор Алфред Кинзи и его сотрудники сталкивались с аналогичными случаями в их исследованиях сексуального поведения американцев. Доктор Бенджамин был не только удивлен, но и озадачен тяжкими страданиями этих людей. "Несколько примеров попытки самокастрации у людей, которые были внешне абсолютно здоровыми, меня глубоко потрясли",- пишет он. "Их отчаяние и вся клиническая история болезни и напрасные поиски помощи (иногда с детских лет) заставили меня понять, что медицина относилась к ним как к пасынкам". Доктор Бенджамин писал, что после всех этих случаев он стал относиться к транссексуалам как к "самым несчастным людям".


КЛИНИКИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С "СИНДРОМОМ ПОЛОВОЙ НЕИДЕНТИЧНОСТИ"

Доктор Бенджамин опубликовал свою первую статью в журнале "Интернейшнл Джорнел оф Сексолоджи" в 1953 году. В том же году он согласился организовать симпозиум по транссексуализму по просьбе американского психотерапевтического журнала, и все материалы симпозиума практически были опубликованы в этом журнале. Эти публикации способствовали тому, что к доктору Бенджамину обратилось большое количество транссексуалов. К этому времени он "уже стал понимать, что транссексуализм- особый феномен, отличающийся от других форм сексуальных отклонений от нормы, поднимающий большое число медицинских, а также социальных и юридических вопросов".

Заметное продвижение в изучении транссексуализма имело место в 1964 году, когда группа врачей во главе с Бенджамином осуществила исследовательскую программу. Транссексуалы получили разнообразные тесты, их ответы тщательно обследовались; проверялись и их реакции на разные виды лечения. И как результат: "Там, где было сплошное невежество, появились точные, проверенные знания... и у нас в руках появились надежные данные, с помощью которых мы могли теперь противостоять предрассудкам".

Главным в методике лечения доктора Бенджамина было применение гормонов. Ставили цель - несколько изменить пол пациента в желаемом направлении. Это могло ему помочь легче перейти к роли противоположного пола, а также помогало снять нервное напряжение у больного. Но доктор Бенджамин понимал, что для более серьезных случаев гормональное лечение означало лишь откладывание... "хирургической операции по смене пола". Он лишний раз убедился, что для этих несчастных людей хирургическое вмешательство было единственным лечением и могло даже спасти жизнь, потому что "отказ от операции мог способствовать возникновению попытки самоубийства". Психотерапия, по его мнению, не способна помочь этим людям примириться с их анатомическим и генетическим полом.

До появления методики доктора Бенджамина транссексуалы, стремившиеся с помощью операции изменить свой пол, должны были ехать за границу в поисках тех малоизвестных врачей, которые хотели бы и могли бы осуществить подобную операцию. В 1966 году в Балтиморе была основана единственная в США клиника половой идентификации для исследования и лечения транссексуализма, и в том же году была произведена первая операция по изменению половых органов. Престиж этой больницы, широкое освещение операции в прессе способствовали созданию нескольких аналогичных клиник в стране. Сегодня из 40 клиник половой идентификации в США примерно в половине делают операции, описанные выше. Степень значимости этих клиник подтверждается сообщениями о том, что с тех пор, как в 1966 году при больнице Джона Хопкинса была открыта клиника, сюда поступает около 3 000 заявлений от транссексуалов в год и около 10 операций в год по смене пола проводится только в этой клинике.


ОБЪЯСНЕНИЯ СЛУЧАЕВ СМЕНЫ ПОЛА

+Не так давно она была 
мужчиной

Хирургическая операция по смене пола не проводится, конечно, только по просьбе транссексуала. Те, кто стремится к хирургической смене пола, подвергаются длительному обследованию. Обоснованность просьбы об операции должна проверяться длительное время, за это время больные должны доказать, что неизменны в своем решении, что не отступают от своего намерения ни по психологическим, ни по экономическим соображениям. Операция - процедура необратимая, ни один врач не захочет брать пациента, который после операции может изменить решение... Известно, что не каждый пациент, настойчиво требовавший операции по смене пола, действительно является транссексуалом. Некоторые больны умственно или эмоционально, иные могут страдать от мании или быть побуждаемы преходящими фантазиями. Были случаи, когда гомосексуалы, страдавшие от чувства вины, надеялись вернуть свою утраченную "невинность" с помощью операции. Были и такие, кто считал, что слово "транссексуал" менее оскорбительно, чем "гомосексуал".

Врачи теперь научились быть осторожнее, изучая очередную просьбу пациента о помощи. Однажды врачи подобной клиники были потрясены похожестью историй, рассказанных больными. Они звучали как затверженный урок из учебника. В медицине есть такой трюизм: клиническая практика порой рождает "своего" пациента, тип симптомов которого полностью соответствует медицинским стандартам, описанным в учебнике. В данном случае все пациенты один за другим рассказывали доктору, что он (она) ощущали себя мужчиной (женщиной), "втиснутым" в женское (мужское) тело.

Но затем врачей осенила догадка, что среди пациентов ходят слухи, что только хирургическое вмешательство приносит облегчение, и поэтому доктора надо убедить в обоснованности просьбы о перемене пола. "Опытные" транссексуалы советовали, как именно надо вести себя во время предварительных осмотров. Так, например, руководитель вновь созданной Ассоциации половой идентификации в Джексонвиле (Флорида) доктор Ида М. Дашофф рассказала на научной конференции в Стенфордском университете, что медицинские работники разгадали впоследствии причину "стереотипной" истории, "необходимой" для рекомендации оперировать пациента.

Однако эти клиники - хирургические центры медленно продвигаются в начатом направлении, а многие больные не получают направления на операцию, хотя могли бы после тщательного обследования, лечения и консультирования, а также других форм лечения быть прооперированы опытными хирургами. Едва ли больше одного из 10, приходящих в подобные центры в США, действительно нуждаются в такой операции, хотя им предоставляются и другие формы помощи.

Почти все специалисты в этой области согласны с тем, что наиболее важный метод - показ того, как данный больной может успешно приспособиться и жить в выбранной половой роли. Это означает, что он или она уже приняты в общину людей данного пола в новой сексуальной роли, что этот человек имеет хорошие семейные отношения, что он нашел хорошую работу и проявляет все признаки стабильного человека. Это не значит, что человек в этой сексуальной роли будет жить всего несколько дней или недель. Период проверки будет длиться год или больше. Ни один хирург при этом еще не работал с подростками, их пока еще лечат иными способами.


ГОРМОНЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА

Медицинская помощь при смене пола состоит обычно в том, что больному прописывают гормоны - женские мужчинам-транссексуалам, мужские - женщинам.

В противоположность общепринятому мнению, транссексуал - это не женоподобный мужчина и не мужеподобная женщина. Транссексуалы могут иметь совершенно разнообразные внешний вид, вес, свойства и привычки. Дородный мужчина с волосатым телом и низким голосом может настаивать, что он - женщина "внутри себя". Аналогично этому изящная, хрупкая женщина может чувствовать себя "настоящим" мужчиной.

Изменение половых признаков с помощью гормонов- это длительный процесс с ограниченным эффектом. Он никогда не приводит к полной смене пола. Мужское тело, постоянно подвергающееся действию женских гормонов, несколько теряет в объеме мускулатуры, в весе, кожа становится тоньше, несколько увеличиваются груди и расширяется объем бедер; половое влечение снижается до полной импотенции. Пациентам обычно выписывают большие дозы гормонов. Вспоминая о том, какие начались изменения в его организме после приема значительного количества гормонов, писатель Моррис констатировал:

"Беглый подсчет показал, что за шесть лет лечения я проглотил примерно 12 тысяч таблеток и принял примерно 50 тысяч миллиграмм женских гормонов. Большая часть этой дозы не дала никакого эффекта... но меньшая оказала сильное воздействие и постепенно начала превращать меня из человека, похожего на здорового мужчину... в человека, вполне смахивающего на гермафродита или скорее всего на нечто, ни того, ни другого пола. Скинув одежду, я видел перед собой чудовище (полумужчину, полуженщину), существо, странное даже для меня самого".

Мужские гормоны имеют обратное влияние на женщин-транссексуалок, вызывая рост волос на теле и голове и снижая тембр голоса. Груди опадают, хотя и не атрофируются полностью. Люди обычно охотно принимают гормонотерапию, так как считается, что эта процедура обратима. Если больной изменит свое намерение, то он или она могут прекратить принимать лекарство. Однако человек может и не вернуть свой прежний физический облик полностью, например, особенность голоса после того, как он был понижен с помощью мужских гормонов. Голос обычно не повышается после прекращения приема гормонов. Наука еще не знает никаких химических или хирургических способов поднятия тембра голоса, люди сами могут несколько поднять голос, упражняя голосовые связки.



АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ ПОЛОВОЙ РОЛИ

Громадное преимущество гормонотерапии, кроме снятия психического напряжения у больного, связано с половой дисфорией, заключается в том, что смена гормонов облегчает транссексуалам почувствовать себя человеком противоположного пола. Ряд пациентов сообщает, что они стали ощущать себя больше мужчиной (женщиной) после нескольких месяцев гормонотерапии.

Однако в тех случаях, когда вторичные половые органы сильно развиты, гормонотерапия не дает эффекта. Тогда для постепенного перехода в другой пол применяются другие виды терапии. Например, волосатые мужчины-транссексуалы подвергаются неприятной и болезненной процедуре- с помощью электролиза избавляются от волос, фактически выщипыванием волоска за волоском. Применяются сотни других методов лечения. Иногда имплантируют силиконовую смолу, чтобы придать груди женскую форму. Те, у кого выдается адамово яблоко на горле, подвергаются ларингэктомии, чтобы удалить этот "презренный остаток" мужественности. Чтобы обрести более женственные черты лица, уменьшают нос, для облегчения фигуры уменьшают размеры икр, лодыжек и т.д.

Женщины-транссексуалки удаляют молочные железы и матку, чтобы избавиться от признаков былого пола. Вообще женщинам-транссексуалкам кажется, что достаточно держаться как мужчина, особенно после того, как гормоны понизят голос. Тем более что мода имеет тенденцию подчеркивать мужские линии в туалете, что позволяет этим женщинам легче приспособиться к мужской одежде.

Более передовые центры половой идентификации разработали обширную программу подготовки больных к той жизни, которой он или она будут жить при новой половой идентичности. Эксперты были поражены, узнав, что многие из пациентов не осознавали до конца, что обладают определенными чертами пола, кроме чисто физических; многие предполагали, что, обретя, например, чисто женские черты и ведя себя "сексуально", они будут пользоваться успехом... Развивалась даже специальная "школа шарма" - то есть набор определенных советов, как одеваться мужчине-транссексуалу, ставшему женщиной, как себя вести в женской манере.

Разработаны специальные советы, как найти нужную работу. В этих центрах создан список агентств профессиональной реабилитации в помощь тем, кто изменил свой пол. Несмотря на успехи в феминистском движении, реальная ситуация такова, что разнообразие доступных видов работы и шкала оплаты различна для разных полов в нашем обществе, и транссексуалы должны быть к этому готовы. Они также должны быть готовы к тому, что люди, с которыми они будут сталкиваться в общежитии, на работе, будут обращаться с ними уже как к представителям другого пола; некоторые из изменений для транссексуалов будут приятны, другие - нет, это будет создавать для них трудные проблемы, к которым их тоже следует подготовить.

Кроме того, существует целый ряд практических проблем, по которым центры, имеющие самых разнообразных специалистов для этого, также готовы помочь своим больным. Смена пола означает перемену всей жизненной истории человека - она означает изменение всей жизненной истории со дня рождения. Необходимо изменить буквально все - свидетельство о рождении, школьный аттестат, свидетельства о браке и разводе. Местная полиция должна быть извещена обо всем этом. Суд тоже должен быть извещен на тот случай, если возникнут проблемы, потребующие его вмешательства. Профессиональный уровень специалистов в этих центрах облегчает подготовку всех нужных документов и изменения соответствующих в них записей, подтверждающих, что он или она принадлежит тому или иному полу.


ЗАВЕРШЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ: УСПЕХИ И СОМНЕНИЯ

Транссексуалу, прошедшему тщательную проверку и лечение, однако продолжающему страдать от своей половой неопределенности, предлагается хирургическая операция, меняющая внешний вид половых органов. Значительные успехи достигнуты в трансформации мужчины в женщину, но гораздо меньше удачных превращений женщин в мужчин. Не все виды операций приемлемы для транссексуалов. Есть много случаев, когда человек имеет двуполую структуру гениталий, например, рождаются дети либо неопределенного, либо гермафродического типа половых органов - в таких случаях хирургическая операция безусловно необходима, чтобы человек мог иметь определенный сексуальный облик. Знания, накопленные благодаря подобным операциям, способствовали развитию навыков, которые полезны и при сложных операциях для транссексуалов.

Иногда хирургическая операция осуществляется в несколько приемов. Мужчинам необходимо провести удаление мужских половых органов; их кожа используется для создания внутренних женских органов, при расположении их на достаточной глубине для дальнейшей половой жизни. Уретра сокращается и принимает положение как у женщин и т.д. Если операция проведена корректно, то она не должна нарушать способности к эротическим ощущениям. Хотя здесь возникают другие проблемы, но большинство мужчин-транссексуалов как правило бывают удовлетворены своей новой - женской генитальной структурой.

Женщины-транссексуалки, которые хотят быть похожими на настоящих мужчин, подвергаются более сложной операции - возникает проблема закрытия влагалища, создания мужского полового органа из ткани желудка и мышц бедра пациентки... в этой операции не достигнуто особое совершенство, искусственный орган ставит пациента в неловкое положение, когда ему бывает необходимо оголиться в присутствии нормальных мужчин.

Ограниченные данные о последующей жизни транссексуалов, перенесших операции по смене пола, свидетельствуют о том, что они в значительной степени удовлетворены своей новой половой жизнью. Многие хорошо адаптируются к новому полу. Вероятно, одним из самых чудесных результатов операции является то, что транссексуалы обоих полов могут жениться, притом и на таких, как они сами - то есть на перенесших операцию, и бывают довольны своей сексуальной жизнью... Многие из них сообщают, что их жизнь наполнена любовью.

Доктора и другие участники этой новой деятельности считают, что причина успеха в послеоперационной жизни заключается прежде всего в тщательном отборе больных. В опросе доктора Бенджамина (1966 год) участвовало более 50 человек, из них 17 ответов свидетельствовало о хорошей семейной жизни, 27 - удовлетворительных ответов и 5 - сомневающихся. Лишь один был неудовлетворен новой жизнью, и еще один не знал, что ответить.

Следующий опрос охватывал 74 человека, результаты опроса таковы: никто из пациентов "не страдал после операции" и никто не думал, что "операция была ошибкой". И, наконец, в третьем опросе участвовало 160 человек, его результаты таковы: только трое сожалели об операции: одна- по религиозным мотивам, другая сокрушалась, что пострадало ее общественное положение, а третья считала, что женщине будет труднее найти работу...

"Лет через 15 после операции... наши пациенты порой испытывают разочарование, - сказал доктор Чарльз Игленфельд, сотрудник доктора Бенджамина на симпозиуме в Стэнфордском университете. - Но в целом пациенты выглядят счастливее, лучше адаптируются социально, сексуально и профессионально, чем до операции". Однако доктор Игленфельд высказывает и опасение. По его мнению, вполне возможно, что "по мере старения эти пациенты будут испытывать и разочарование, и досаду...".

Недавно доктор Игленфельд сообщил, что провел пересадку сердца во время операции половых органов. "Нет такого психиатра, специалиста в данной области (и я в их числе), который стремился бы к риску", - сказал он корреспонденту газеты "Нэйшнел обсервер". Он приводил примеры из своего исследования, свидетельствующие о том, что все операции, которые производит хирург, не отвечают его главной задаче - ему даже трудно ее сформулировать... "Вполне возможно, что мы поверхностно лечим то, что лежит очень глубоко".

Одна из проблем послеоперационного лечения заключается в том, что большинство транссексуалов, перенесших операцию на половых органах, стремится вычеркнуть из памяти свое прошлое, все то, что о нем напоминает. Многие не хотят, чтобы люди знали об их беде, хотят, чтобы их воспринимали как обычных мужчин и женщин.

И все же в медицинской литературе порой встречаются описания трагических неудач, разочарований после операции. Некоторые мужчины-транссексуалы снова хотят вернуться к прежней мужской идентичности после того, как пожертвовали своими половыми органами. Нереалистичные мечты о пленительной жизни в образе очаровательной женщины могут привести и к трагическому финалу.



В ЧЕМ КРОЕТСЯ ПРИЧИНА ТРАНССЕКСУАЛЬНОСТИ

Лечение транссексуалов в будущем зависит и от того, что станет известно о причинах возникновения транссексуализма. От этого зависит и разработка методов предотвращения самого заболевания.

Существует множество теорий относительно возникновения синдрома половой дисфории на биологической основе: в организме человека существует некая хромосомная или гормональная аномалия, возникшая, вероятно, еще в эмбриональном периоде или связанная с особенностями спермы в периоде до созревания яйца.

Психиатры придают большое значение отношению к ребенку в семье с самых первых дней его жизни. Родители передают свои установки ребенку, что также накладывает отпечаток на первые признаки половой идентичности ребенка. Транссексуализм некоторых мужчин может развиваться по той причине, что в самый ранний период своей жизни ребенок так тесно идентифицировал себя с матерью, что воспринимал себя как ее морфологическая часть, и это могло зафиксироваться в его сознании так, что он и потом считал себя женщиной, а не мужчиной. Существует еще одна точка зрения, в соответствии с которой транссексуалы - это люди, наполовину мужского, наполовину- женского рода, при этом один из них всегда одерживает победу над другим.

Изучение поведения женоподобных мальчиков и мужеподобных девочек в самый ранний период проявления транссексуализма дает возможность понять это явление и помогает найти способ дальнейшего развития транссексуальности. Тот факт, что не все женоподобные мальчики и мужеподобные девочки становятся транссексуалами, едва ли можно объяснить результатами образования...

Вполне возможно, что когда-нибудь хирургия в подобных случаях будет выглядеть самым грубым способом снятия страданий. Но в настоящее время для тех немногих, кто так невыносимо страдает, что даже не хочет жить таким, каким есть, хирургическая операция - единственный выход".

Мы подошли к завершению книги, объединившей, притянувшей к себе немало разнообразных сюжетов об Эросе. Еще несколько слов, и мы поставим - не точку, нет! - скорее, многоточие- Ибо, конечно, любовь - упоительный миг. Но она и вечность, нечто постоянно длящееся, бегущее, перетекающее из века в век, из эпохи в эпоху. Разве можно ставить точку в размышлениях о ней?

Любовь неисчерпаема. Мы только прикоснулись к теме, рассказали, как проявляется эрос в разных культурах, сколь многолик он, как различны одухотворенная и темная страсти. Но мы, пожалуй, не успели рассказать о нюансах этого чувства, о том, как оно зарождается в каждом отдельном случае, кристаллизуется и угасает или, напротив, воскресает к новым радостям.

Зарождение любви, по Стендалю, первая кристаллизация. Мы счастливы, наделяя тысячью совершенств выбранный объект, в любви которого уверены. Мы с бесконечной радостью перебираем мысленно оттенки нашего блаженства. Порой преувеличивая великолепное достояние, упавшее к нам с небес. И это естественно, потому что природа повелевает нам наслаждаться и заставляет играть кровь от приумножения достоинств предмета нашей любви. Когда кристаллизация свершилась, мы упиваемся всякой новой гранью красоты, открываемой в любимом существе.

Что удивительнее всего в любовных отношениях? Первый шаг, необычность перемены, совершающейся в разуме человека. Но и при самой сильной страсти выпадают минуты, когда человеку вдруг кажется, что он больше не любит. Одним из самых неисчерпаемых источников любовных приключений являются такие мнимые вспышки. Они случаются и в чувственной любви.

Любовь - чудо цивилизации. Это опять-таки мысль Стендаля. У народов диких или слишком варварских мы находим только физическое ее выражение, притом весьма грубое. Стыдливость помогает любви, открывая простор воображению. Даже суровость любимого существа полна бесконечного очарования, которое мы не находим в самые счастливые минуты в других людях.

Мы не коснулись в этой книге ревности, стрелы которой - стрелы огненные. Но это уже иная страсть, и о ней мы скажем в другой раз.

Возможна ли любовь идеальная? Возвышающая личность, направленная на возлюбленного как на воплощение лучших человеческих качеств? Действительно ли любовь - искусство? Да, несомненно, ибо любовь - это действенная забота о жизни и развитии предмета наших чувств. Там, где нет действенной заботы, нет и любви. Искусство любить - ценнейшее из искусств, поскольку открывает человеку путь к свободе, то есть к цели существования.

Любовь - это соединение двух созданий человеческих, сохраняющих при этом свою уникальность. Парадоксально, но двое, сливаясь воедино и растворяясь друг в друге, остаются все-таки индивидуальными существами. И, любя безоговорочно, не проявляют равнодушия и ко всему мирозданию, иначе их чувство было бы не любовью, а всего лишь привязанностью, своеобразной формой эгоизма. Ведь каждый человек - целый мир, со всей гаммой чувств и страстей, и он вписывается в предназначенный ему отрезок времени, эмоционально и личностно определяя это время и суть чувства, которому посвящена эта книга, его всеобъемлющую духовную активность.

Хелен Б. Шаффер
Текст воспроизводится по: ЭРОС. Философские маргиналии проф. П.С.Гуревича. М.: Советский писатель - Олимп, 1991.

Статья напечатана на сайте: www.gay.ru

Вверх

 

 

 

Сайты партнеры:

            TOP 100

Rambler's Top100 Апорт